Необходимость сознания
Настоящим текстом я обязан славному обществу Славы, Щукин и Тима, собравшихся вечером за одним столиком в столовой обсудить "вопросы первоочередной важности" - где, в частности, была затронута тема, наделена ли сознанием клетка человеческого организма. И я не усёк от кого, наверняка же от Славы, прозвучала мысль о природе информационного: о том, что информации не существует самой по себе - она существует лишь в привязке к субъектности - того, кто эту информацию создал или же способен воспринять. Я не оперировал этим знанием прежде (и на самом деле, очень хорошо позабыл то, чему учили на факультете), - и похоже, здесь и кроется ответ на вопрос Тьюринга о схожести информационных процессов, стоящих за деятельностью человеческого сознания, и операций процессора вычислительной машины. Так вот, в чём их коренное, фундаментальное отличие: для субъекта мир информативен, для машины - нет, - и всё потому, что субъектность, то есть живое, наделено чувствительностью. Оно знает тягу к удовольствию и боязнь боли, оно стремится жить и уберечься от гибели, сам мир открывается субъекту сектором беды и сектором блага: мир для субъекта дифференцирован. Казалось бы, вычислительная машина также работает с информацией, но в том и дело, что то, с чем работает она, оказывается информацией для нас, не для нее, для самой машины это череда однотипных объектов, ничем не отличных друг от друга, не несущих никакой значимой, никакой смысловой нагрузки. Да, можно программировать машину на поведение, имитирующее спасение от неблагоприятных факторов среды (утверждая при том, что в этом-де машина похожа на живое), но пусть кто-нибудь потрудится доказать теорему "о полноте или неполноте" охвата этих факторов (в то время как факторы удовольствия и боли решают вопрос автоматически). И весь вывод вышесказанного: чувствительность и сознание не существуют в отрыве друг от друга, когда есть одно - есть и другое, - и всё потому, что для существа, знающего удовольствие и боль, мир с необходимостью информативен. Что же до клетки человеческого организма, то у нее есть самосознание - то есть, осознание себя в мире, привязанное к состоянию комфорта или дискомфорта, а также (построенные на опыте) знания того, как добиваться первого и избегать второго. По сути, то же, что и человеческое сознание, и лишь человеческое куда сложнее, однако качественно (в базовой, рассматриваемой в тексте плоскости) речь идет об одном и том же феномене.
2017, ноябрь