О семантической нагрузке леонтьевского термина "деятельность"(из текстов "Методологам факультета, или Заметки о теории деятельности")
Осенью 2000-го года на психфаке МГУ Асмолов А.Г. читал курс лекций по введению в психологию. Финалом курса явились три лекции, посвященные отечественной науке, где особое внимание Асмоловым было уделено леонтьевской теории деятельности. Объясняя основные положения отечественного подхода, Александр Григорьевич подчеркнул, что западные коллеги не изучают деятельность по причине, что попросту не понимают, что это такое: термин непереводим. Перебрав добрый десяток иноязычных слов и словосочетаний, Асмолов убедительно показал, что все они достаточно далеки от психической реальности, исследуемой леонтьевской школой. «Мы имеем дело с подходом, для которого XX век еще не нашел языка», - завершил свою мысль Асмолов.
Лекция продолжалась, однако проблема непереводимого термина повисла. В самом деле, пусть не существует прямых аналогов нашему понятию в других языковых системах: переводим-то мы не собственно слово, но стоящее за ним значение, - и потому когда мы не в силах осуществить перевод "в лоб", нам следует отыскать синоним в родном языке и после переводить уже синоним.
Решая данную задачу, обратимся к первоисточнику - формулировке деятельности, данной самим А.Н. Леонтьевым:
Мы могли бы назвать эти процессы [речь идет о процессах "второго рода"] процессами поведения, тем самым противопоставив их процессам отправлений организма. Я предпочитаю называть процессы второго рода процессами деятельности, определяя деятельность как систему процессов, осуществляющих взаимодействие организма именно с предметной средой. [2, c. 50]
Обратим внимание, Леонтьев противопоставляет процессы деятельности процессам отправлений организма, а последние характерны именно тем, что протекают без приложения усилия, согласно градиенту напряжений, существующих в организме. Значит, деятельность - это процессы, протекающие против вышеупомянутого градиента, или процессы приложения усилия. Деятельность, собственно, потому и предметна, что, согласно третьему закону Ньютона, усилие не может быть приложено в пустоту: предмет, сопротивляясь усилию, делает возможным само усилие.
Мы не встретим нареканий в правильности выбранного нами синонима и при переходе на иной уровень анализа - от специальных деятельностей к действию. Предположим, я протягиваю руку к стакану с водой чтобы напиться. Предметом потребности является вода, однако усилие я прикладываю не к воде, а к стакану. Противоречие? - Отнюдь. В своих действиях я рассчитываю на то, что стакан приложит соответствующее усилие к предмету моей потребности. Применение посредников в процессе деятельности - суть того «усложнения деятельности в целом» [2, c. 88 - 89], произошедшее в эволюции на этапе возникновения животного, могущего воспользоваться орудием (один посредник: рука - палка - банан), и человека, могущего с помощью орудия изготовить другое орудие (как минимум два посредника: рука - орудие 1 - орудие 2 - предмет потребности).
Однако не исключено, что найденный нами синоним может показаться таковым лишь по отношению к действию, но вовсе не к деятельности в целом. И действительно, закономерно возникает вопрос: к какому предмету и какое усилие прикладывает студент в процессе своего пятилетнего обучения на факультете? - Предметом деятельности студента явятся его мыслительные категории: при усвоении материала усилие будет прикладываться к усложнению и дифференцировке психологических понятий. Возражение, однако, может состоять в том, что на различных занятиях окажутся различными и векторы, и точки приложения усилий, - однако здесь следует видеть, что каждый новый уровень деятельности интегрирует усилия, приложенные на предыдущем уровне. Так, в примере со стаканом воды на уровне действия усилие прикладывается к стакану, в то время как на уровне операций каждый удерживающий стакан палец прикладывает к стакану свое отдельное усилие. И мы вправе вести речь о системообразующих факторах деятельности: на уровне действия - цель, а на уровне специальных деятельностей мотив являются таковыми. Намерение студента по окончании факультета стать ученым-методологом, психологом-практиком или же дипломированной домохозяйкой создадут различные схемы приложения усилий к усвоению материала. Будущий методолог уделит особое внимание постижению теории, будущий практик постарается поближе ознакомиться с эффективными методиками, а домохозяйка направит усилия исключительно на сдачу сессии, - причем каждый из тройки воспримет различные смыслы, соответствующие общей направленности обучения.
Резюмируем сказанное. На уровне действий - цель, а на уровне деятельности - мотив делают отдельные усилия сонаправленными, что позволяет рассматривать их как одно общее усилие; деятельность же, взятая Леонтьевым за единицу анализа психических процессов, есть процесс приложения целенаправленного усилия к одному из участков дискретно организованной среды (ну, или "дискретно организованного себя") для нахождения необходимого соотношения между индивидом и средой - и в выводе этом искушенный психолог легко увидит возможность диалога между деятельностной и системной школами отечественной психологии.
2001, май, сентябрь