tomscensis.ru
Важная информация. Меня банят, сейчас работу сайтов удалось восстановить, их два одинковых - tomscensis.ru и tomscensis.com, они на разных хостинговых площадках, и случись "атаки" на один, доступным останется другой. Я буду стараься поддерживать контент в синхронном состоянии. - (23.03.2022)

Что есть истина?

Трилогия
Мысли внаброс




Что есть истина?

Что есть истина?

«Что есть истина?» С вопросом этим доводилось сталкиваться, вероятно, всякому, сколько-нибудь серьезно размышлявшему над смыслом бытия. Как правило, в подобных случаях человек лезет в философский словарь, однако открыв издание на соответствующей странице, ответа не находит: мудреным философским языком заумная книжища вещает ему о взглядах всевозможных философских течений и школ, в былые времена высказывавшихся о данном предмете. Раздосадованный, "соискатель истины" оставляет попытки, возвращаясь к прежней, уже наработанной базе понятий: истины нет, истин много, «истина в Боге» или же что-нибудь еще в этом роде.

Надо сказать, ныне с вопросом определенности в истине стало куда хуже. В прежние времена, еще лет двадцать назад, открыв "Философскую энциклопедию", читатель мог уяснить:

Истина - это адекватное отражение объективной реальности познающим субъектом, воспроизводящее познаваемый предмет так, как он существует вне и независимо от сознания; объективное содержание человеческих ощущений, представлений, понятий, суждений, умозаключений, теорий, проверенных общественной практикой. [2]

И пусть далее убористым шрифтом шел текст страниц на пять или шесть, комментирующий прочие, немарксистские воззрения и дающий понять, что единого мнения на сей счет не было и не будет, век марксистской идеологии, четко формулируя свое к истине отношение, в существовании истины сомневаться не позволял. А ныне, открыв издание поновее, читатель сможет найти в нём, к примеру, следующее:

Истина - универсалия культуры субъект-объектного ряда, содержанием которой является оценочная характеристика знания в контексте его соотношения с предметной средой, с одной стороны, и сферой процессуального мышления - с другой. [1]

Сменился век - и истина перестала быть чем-то реально существующим, став "универсалией культуры", непонятно в каком виде могущей быть примененной к рассуждениям о реальности.

Однако при всём при том едва ли кто решится оспорить, что огонь горяч, а снег холоден, что нож, если отточенным его ребром провести по руке, порежет руку - чего не произойдет, если руки коснется обратное, неотточенное ребро ножа, что ручка на бумаге оставляет весьма долговечный след, в то время как карандаш легко стирается ластиком. Разве не с истиной соприкасаемся мы, сравнивая две однопорядковые величины: холодно - горячо, острый - тупой, долговечный - недолговечный?

А решается проблема, вообще говоря, несложно. Понятие истины - как и всё в мире прочее - "прошито" дихотомией структуры, и «познаваемая через практику» марксистская истина есть ничто иное, как верхний уровень дихотомии. Понятно, одной, определенной, данной раз и навсегда истины (за исключением, разве что, истин математических - что сами являются сущностью: так, за любым физическим процессом стоит математический расчет) в мире не найти: не найти - ибо одна и та же сущность может обретать свое выражение в различных ипостасях. И речевой конструкт «истина сокрыта», вообще говоря, неверен: истина открывается нам в том или ином своем модусе.

2006; 2007, декабрь

  1. История философии: Энциклопедия. Минск, 2002.
  2. Философская энциклопедия. М., 1962.