Язык нейрона

Трилогия
Мысли внаброс
Александрову Юрию Иосифовичу с благодарностью за мировоззренческую позицию.




Язык нейрона

Язык нейрона

В том, что функция нервного волокна состоит в передаче электрического сигнала от органов чувств к структурам головного мозга и от головного мозга к исполнительным органам, в наш век не сомневается практически никто. Схема такая называется рефлексом и в науке известна со времен Декарта. Кодируя информацию, нейроны обслуживают поступательное проведение импульса по рефлекторной дуге и к иным функциям не предназначены. Данное понимание процессов нервной ткани исповедует классическая (или павловская) психофизиология.

О системном подходе в психофизиологии, читая курс лекций на психфаке Института молодежи, рассказывал Александров Ю.И., нейрофизиолог и увлеченный последователь П.К. Анохина:

В постсинаптической щели, куда нейрон, контактируя с другим нейроном, высвобождает медиаторы, происходят фантастические по сложности процессы, с точки зрения простого проведения импульса не оправданные никак. Анохин был первым, кто обратил на это внимание. "Зачем так сложно?" - задался вопросом он. В самом деле, в нервной ткани существуют и более простые способы передачи сигнала: к примеру, на стыке полушарий в комиссурах головного мозга сигнал передается напрямую, без участия посредников. И Анохин заключил, что нейрон - прежде всего живая клетка, удовлетворяющая потребности своего метаболизма; проходящий же по нервной ткани импульс - побочный продукт, имеющий значение на организменном уровне, но самому нейрону, вообще говоря, не интересный. Так возникала теория функциональных систем, согласно положениям которой в процессе жизнедеятельности нейроны включены во взаимодействие, имеющее характер взаимоСОдействия: объединяясь в функциональную систему, они осуществляют активность, направленную на достижение организмом результата, несущего определенные параметры соотношения организма и среды.

Согласно Александрову, «нейроны осуществляют активность для того, чтобы всем вместе получать то, что необходимо каждому».

Однако задуматься: если "недоволен" один нейрон - он начинает слать импульсы соседям, прочие "недовольные" поступают также: в результате на выходе возникает тот или иной поведенческий акт. Но как быть, если "недовольны" все? Начнется "шум", и принципом положительной обратной связи система разбалансирует самое себя. Согласно Александрову, такого не происходит в силу феномена научения: «Нейроны знают из опыта: если активны лишь некоторые, а остальные "не вякнут", все вместе получат то, что надо». И Александров лишь не уточнял, как такое научение происходит.

Как полагаю сам, проблема научения нейрона сводится к проблеме усвоения им языка межнейронного взаимодействия. Нейрон - живой, и из своей экологической среды он воспринимает значимые для себя смыслы. Они - и в частоте воспринятых от других нейронов импульсов, и в "сорте" полученных медиаторов, и в характере гормонов, приходящих с кровотоком от желез внутренней секреции; сама физиологическая среда с ее химическим составом открывается нейрону тем или иным знаком. Всё это - язык, которому нейрон научается в процессе жизнедеятельности. И в зависимости от "понятого" нейрон и принимает решение, молчать ему или же "кричать", генерируя в хилоке импульсы определенной частоты и высвобождая в постсинаптические щели те или иные медиаторы. И здесь лишь можно добавить, что ситуация в целом изрядно напоминает наш, человеческий социум - причем совершенно не факт, что наш социум организован сложнее социума нейронов, а биосфера - сложнее всех клеток человеческого организма.

2004, осень