Электрический пес Бориса Гребенщикова

Трилогия
Мысли внаброс




Электрический пес Бориса Гребенщикова

Электрический пес Бориса Гребенщикова(герменевтический этюд)

И друзья меня спросят, о чём эта песня, -
Я отвечу загадочно: "Ах, если б я знал это сам..."
Борис Гребенщиков

Интересная вещь: слушаешь БГ - и понимаешь подспудно, что песня его о чём-то существенном, важном, какая-то актуальная реальность стоит за образом электрического пса. Но задашься вопросом: "А о чём это он?" - и ответа не находишь. Всё, как будто, на местах: электрический пёс - возможно, метафора технократического века, бездушный же его образ, его автономность навевают мысли об интеллекте, созданном человеком, но вырвавшемся из под контроля. Однако когда не так? Когда суть глубже? - и вот в попытках отделить существенное от случайного неожиданно обнаруживаешь, что за образом электрического пса сокрыто ничто иное, как сам человек - его низменная, животная природа, его теневая сторона психики. По Фрейду (а именно его модель в данном случае выглядит наиболее предпочтительной) психика разделена на сознательную и подсознательную сферы: сознательная содержит в себе наше "я" - то, что мы знаем в себе как личность, в бессознательной же обитают "темные силы" - потребности и инстинкты, стремящиеся вырваться наружу, но сдерживаемые сводом социальных правил и норм и находящие выход лишь в согласии с ними. У Фрейда несколько сложнее, больше того, схема не одна, но суть концепции всё равно сводится к противоборству сознания и бессознательного. Собственно, электрический пёс и есть ни что иное, как потребности, ищущие своего удовлетворения. Пёс «глядит с прицельным вниманьем» - ибо актуализированная потребность неизменно приковывает внимание к своему предмету; пёс - вопреки протестам страшащегося «за рассудок и нрав» сознания - влюблен в женщин, красящих «ядом рабочую плоскость ногтей»; пёс, в отличие от обремененного мучительным поиском истины личностного начала, «не занят вопросом, каким и зачем ему быть». Строка «Мы выросли в поле такого напряга, что любое устройство сгорает нараз» отражает потрясающее усложнение индивидуального опыта, происходящее через поиск выхода напряжений организма, а образ пса, вгрызающегося в стены «в вечном поиске новых и ласковых рук», соответствует идее о том, что потребность не может быть удовлетворена однажды и навек, что вместе с усложнением индивидуального опыта усложняются и пути реализации потребности.