Шашки

Трилогия
Мысли внаброс




Шашки

Шашки

История из девятого класса школы. Однообразный, скучный год, не отмеченный ни метой любви, ни захватывающей Игрою-в-Жизнь. Поток рутинного, тусклого бытия. Но были шашки. Андрей Карапузов и Алька Родиков - одноклассники, - и надо ж было случиться спору, кто играет сильнее: мы с Андреем вдвоем или Алька один? - Турнир! - Формулу приняли простой: выигранная партия - шоколадка, «+5» - победа в матче.

Играли в школе после уроков. Родиков, безусловно, играл сильнее, и я не знаю, как случилось так, что после первого дня счет стал «+3» в нашу пользу. В первый день игра шла долго - на подоконнике, возле кабинета математики на третьем этаже, - и Родиков был хмур и сосредоточен, Андрей же, окрыленный успехом, напевал песенку, раздражавшую Родикова, и тот сознавался после, что когда бы не проигрывал, обязательно заехал бы Андрею по морде. "Фора" первого победного дня в дальнейшем и стала нашим единственным активом: дни шли, мы играли, партии, как правило, заканчивались вничью, однако мастерство "чемпиона" брало верх, и плюсы наши таяли. И вот настал день, когда перекатив нулевую отметку, мы с Андреем покатились в минуса. Проигрывать не хотелось - победа в матче была делом чести.

Не знаю, чья была то идея (и уж верно не моя), но в нашей школьной библиотеке мы нарыли два экземпляра небольшой книжицы в голубеньком переплете - "Шашки". Признаюсь, до того я играл - и даже не понимал, почему мы проигрываем, прочтя же книжицу, обнаружил, что не знаю о шашках практически ничего! К примеру, я совершенно не имел представления о том, как тремя дамками ловиться одна, среди же прочих вещей, почерпнутых со страниц книги, была шашка на с5 - "кол", крайне важная стратегическая единица, ставившаяся в начале партии и стискивавшая действия противника на левом фланге. О шашке этой, собственно, и речь.

Надо сказать, Алька быстро просек в чём дело и начал методично бороться с книжной мудростью. Шашку он приноровился банально разменивать, напрочь уничтожая наше преимущество, - однако что было делать в ответ, рецептов книга не давала. И вот как-то совершенно случайно, сидя у Андрея дома и передвигая шашки:

      e3 - d4      ("е3" - важно, если пойти с "с3", то ничего не получится) 
        
                   -      b6 - a5 (типичный ответ Альки)
      
      d4 - с5      -      d6 : b4
      
      a3 : c5      (и это и есть "кол"), после чего следовало:
      
                   -      f6 - g5 (или же h6 - g5 - и следующим ходом размен),
      
      c5 - b6      -      a7 : c5
      
      g3 - f4      -      g5 : e3
      
      f2 : b6       и если:   
          
                   -      b8 - a7 (ну как здесь удержаться!), то:
     
      b2 - a3      -      a7 : c5
      
      c3 - b4!     -      a5 : c3
      
      d2 : b8
    

Я просто сидел и двигал шашки...

В итоге мы выиграли матч. Счет «-4», когда каждая партия для нас с Андреем могла оказаться последней, висел, наверное, месяц (всего с одним значительным перерывом, когда Андрей с желтухой загремел в больницу, играли чуть не полгода); после выиграли одну, затем - другую партию, вышли в плюса - и случилось так, что в последней, победной партии была разыграна именно эта комбинация. Алька долго не решался - и наконец двинул шашку на а7. «Мне просто надоело играть», - с нотой досады в голосе произнес он в ответ на наш радостный вопль.

2005, январь