Почему Гамлет не убивает короля сразу

Трилогия
Мысли внаброс




Почему Гамлет не убивает короля сразу

Почему Гамлет не убивает короля сразу (из цикла "Монолог Гамлета")

Уже четыре столетия шекспировский "Гамлет" не покидает мировой сцены, по числу театральных постановок пьесе едва ли найдутся равные, однако с осмыслением сюжета трагедии связана достаточно парадоксальная ситуация. Мировая критика не может прийти к единой трактовке образа Гамлета, не может сойтись во мнении, что «Гегель, а вслед за ним и Белинский называли пафосом героя». А. Аникст в приложениях к одному из собраний сочинений Шекспира отмечает, что источником всех разногласий и путаницы послужила медлительность принца в деле его мести. «Еще в 1736 году, - пишет Аникст, - Томас Ханмер обратил внимание на то обстоятельство, что Гамлет узнает тайну убийства отца в первом действии, и проходит еще целых четыре акта, прежде чем он осуществляет возложенную на него задачу мести». Вкратце пересказывая Аникста [1, с. 591 - 593], взгляды мировой критики на причины отсрочки мести можно свести к следующим:

Томас Ханмер: если бы Гамлет сразу бы осуществил свою задачу, то не получилось бы никакой пьесы.

Уильям Ричардсон: Гамлет переживает тяжелое душевное состояние, мешающее ему мстить. Причина депрессии героя - не смерть отца и не утрата престолонаследия, а поведение матери Гамлета - ее неуважение к памяти покойного супруга и извращенность, обнаруженная ею в выборе нового мужа.

Гете: прекрасное, чистое, благородное, высоконравственное существо, лишенное силы чувства, делающей героя, гибнет под бременем, которое он не мог ни снести, ни бросить; всякий долг для него священен, а этот непомерно тяжел.

А.-В. Шлегель и С.-Т. Кольридж: Гамлет - человек, лишенный воли; Г. Ульрици: Гамлету мешают моральные причины, - он не может примирить задачу мести с необходимостью самому убить человека.

Циглер, Карл Вердер: задача Гамлета состоит в том, чтобы по всей справедливости наказать убийцу его отца. Убить короля, прежде чем будет доказана его виновность, означает не убийство виновного, а уничтожение доказательства; это будет не убийство преступника, а убиение Справедливости! Гамлет сначала стремится добыть доказательства вины Клавдия, и это занимает у него много времени, а затем перед ним возникают другие трудности.

Э.С. Бредли: трагедия Шекспира изображает героя, наделенного благородной натурой, но пораженного меланхолией. Задача критики - в том, чтобы раскрыть логику поведения Гамлета в тех конкретных обстоятельствах, которые возникали перед датским принцем.

Г. Рюмелин: все психологические и этические проблемы, найденные в трагедии критикой, были совершенно недоступны современникам Шекспира, и сам драматург ничего подобного не имел ввиду. Мужественные современники Шекспира не приняли бы такого слабовольного героя, и трагедия не могла бы иметь у них успеха. Э.Э. Столл: Гамлет является мужественной натурой, однако страдает меланхолией, типичной для шекспировской эпохи. Но в те времена меланхолия нисколько не походила на сентиментальную расслабленность. Трудности, по-видимому, объясняются двумя поспешными и плохо напечатанными переделками грубой старой пьесы и сложными театральными условиями того времени.

Дж.М. Робертсон: Шекспир имел перед собой уже готовое драматическое произведение, в которое вложил содержание, выходящее за рамки сюжета. С одной стороны, перед нами произведение, фабула которого типична для трагедии мести, а с другой - характер героя, наделенного тонкой чувствительностью и передовыми взглядами.

Как видим, недостатка в объяснениях парадокса пьесы критика не испытывает, и проблема в осмыслении сюжета "Гамлета" действительно существует. При этом остается неясным, почему произведение воспринимается целостно, почему ни у читателя, ни у зрителя не возникает ощущения, что шекспировский герой обладает двойственной натурой.

Монолог "Быть или не быть" - действительно центральный в пьесе, ибо помимо прочего содержит в себе и ответ на вопрос, почему принц медлит с возмездием. Дело в том, что попытка убить короля вероятнее всего повлечет за собой смерть самого принца, - и Гамлет с удивлением обнаруживает механизм человеческой психики, оберегающий человека от осознанного шага к неминуемой гибели. Этот механизм - раздумье, невольно захватывающее человека, находящегося перед опасностью самоуничтожения. И именно раздумье подтачивает и опрокидывает решимость к рискованным действиям - что, собственно, и констатирует Гамлет. Красота поступка, продиктованного возвышенным душевным порывом, стушевывается и меркнет перед ужасом небытия, и боязнь гибели, неторопливо дожидающейся героя за актом возмездия, определяет отсрочку мести принца на протяжении всей пьесы. При этом на осознанный уровень причина эта выводится Гамлетом лишь в начале третьего акта, когда произнося свой знаменитый монолог, Гамлет сознается в трусости, хотя и знает прекрасно, что трусость не свойственна его характеру. Возможно, убийство короля так никогда бы не свершилось, не случись того рокового стечения обстоятельств, когда король и принц пребывают в одной зале, шпага принца обнажена, а эмоциональный порыв актуализирован: размышления при этом оказываются вытеснены за пределы сознания и не успевают вернуться и помешать Гамлету исполнить месть. И остается лишь добавить, что если в 3-ем акте принц и решает свой вопрос в пользу бытия, то ответ "быть" отнюдь не окончателен: понимая, что избранный путь не ведет к искомой цели, в финале пьесы Гамлет идет диаметрально противоположным путем, и лишь давая согласие на собственное небытие, получает доступ к осуществлению возмездия.

(2000)

  1. Аникст А. Послесловие к "Гамлету". - В кн.: Шекспир У. Полное собрание сочинений в восьми томах. Том 6. М., 1960.
  2. Шекспир В. Трагедии; Сонеты. - В серии: Библиотека всемирной литературы. Том 36. М., 1968.
  3. Шекспир В. Собрание сочинений в восьми томах. Том 8. "Гамлет в русских переводах XIX - XX веков". М., 1994.
  4. Шекспир В. Король Лир; Гамлет; Отелло (три шедевра). М., 1992.