Прогулка в Хибинах

Post annum MMVII
Отчет о походе:
Хибины - 2008
Настоящий текст - первый опыт написания отчета о походе, - и да не осудят за него меня сурово. Как можно догадаться, за матрицу взято реальное письмо к наставнику в альпинизме, и ныне текст лишь дополнен сохранившимися смс-ками, привносящими даже и колорит реалистичности в описание событий. "Хорошо погуляли", - как сказали мне в одном магазине альпинистского снаряжения уже по возвращении в Москву - и да, действительно неплохо: Хибины были вторым, последовавшим за весенним Крымом с клубом Демченко, выходом в горы.

Прогулка в Хибинах

Прогулка в Хибинах (открытое письмо Борису Павловичу Лещенко: отчет о походе, Хибины-2008)

Фотки для скачивания - http://photofile.ru/users/tomensis/, для просмотра - в фотогалерее в левой колонке.

Борис Павлович, мой небольшой "творческий отчет". Почему не полез на "Рога". В поезде ехал с ребятами-биофизиками из МГУ, с ними же - в автобусе до ботанического сада, в их домике вписывался после, и в их же домике оставил рюкзак, когда в первый вечер пошел в Кировск за продуктами. На обратном пути застопил машину, разговорились с водителем, водитель, как оказалось, тоже ходит по горам - и узнав о моих планах и моей квалификации, он изрек, что я уже труп! Он сказал, что даже не будет со мною знакомиться! Не думаю, впрочем, что он такой уж супер-скалолаз: говоря про "Рога", он обмолвился о «неприятном наверху ключике». Странно: как правило, искусным мастерам сложные участки лазанья доставляют удовольствие. Но с таким напутствием я не полез всё равно. Настроение было испорчено. Нашел начало маршрута (записка напрочь размыта водой, прочесть ее невозможно - коробочка без крышки, полиэтиленовый пакетик промок), переночевал возле громадного камня (право, не думал, что он окажется таким большим), и утром решил сделать так, как и говорили вы: сначала пройти 1-ку. После я жалел, что упустил ночь хорошей погоды. Я попытался отыскать 15-й в гайдбуке маршрут, по отрогу, но не нашел, даже упустив из виду, что маршрут не включен в "список маршрутов на горные вершины" и "рекомендован как учебно-тренировочный", что мне он, в принципе, не нужен. Не отыскав, я и пошел на Географов, поднялся к перевалу - но тут меня переклинило: я почему-то решил, что перевал проходить не нужно, и всё не мог понять, где же залезть на гребень так, чтобы это по прежнему была та самая 1-ка. Тогда-то и шел дождь "каждые 10 минут" (может, и не каждые десять, но я дремал в палатке, просыпался, выглядывал наружу - и видел всё тот же дождь). Попытался забраться наверх: там, возле перевала, видимо, II - III лазанье, - и там, простукивая молотком, обнаруживал, что все камни не "поют", но "дребезжат". В принципе, я понимал, что моя 1-ка идет не там, и лезть по неописанному совсем не хотелось. Откуда мне знать, может, там вообще всё сыпется! Но была еще причина, почему не полез (и она, собственно, и была основной): неожиданно я поймал себя на том (близились к концу первые сутки моего выхода с рюкзаком), что пытаюсь сделать всё поскорей, а не так, как надо. Я констатировал это - и понял, что надо спускаться. Не думаю, что решение было ошибочным. Оказывается, чтобы выбить меня из рабочего состояния, достаточно одних суток сложного похода.

28-VII-2008, 13:09 Борис Павлович, я на хребте со стороны Географов, но всё в облаках и дует очень сильный ветер. Я с рюкзаком. Как поступают грамотные путешественники?

28-VII-2008, 15:56 Борис Павлович, я соглашусь с вами. В горы в одиночку не ходят. «Аварийный спуск с вершины через перевал Географов...» А что, по этой морене можно пройти с вывихнутой ногой? Я спустился. Ветер сносил меня не то что с рюкзаком - без рюкзака! Это всё: отрицательный результат - это тоже результат

28-VII-2008, 18:42 Перечел гайдбук - и нигде не нашел, что аварийный спуск с маршрутов через перевал! Я еще и не умею читать книги! Злой сегодня день, Борис Павлович. Была, на самом деле, причина, почему не стал пережидать ветер, но не скажу - смеяться будете! Кажется, это просто не судьба

28-VII-2008, 19:37 Борис Павлович, я взбирался на тот гребень, который упирается в перевал. По карте он юго-восточный. Но сказано: по северо-западному склону. А вообще, туда ли я лез, и не нужно ли было прогуляться до соседнего гребня, откуда, согласно карте, должно быть видно озеро? На 1058,3 был я сегодня

28-VII-2008, 20:41 Падая и вставая, ты растешь! Но лучше расти в коллективе! Тахтарвумчорр должен быть покорен! В больших горах стихия еще страшнее!

28-VII-2008, 21:58 Борис Павлович, я не знаю маршрут! Я прохожу перевал, резко забираю вправо, поднимаюсь наверх и попадаю на плато. Плато ступенчатое, оно поднимается, дальше - небольшая стенка, до которой я чуть не дошел. Слева - долина, справа - долина. Туда ли я иду? Я не понимаю этих горных карт!

28-VII-2008, 22:17 Да, правильно! Осталось пройти этот скальник, и до вершины - рукой подать!

28-VII-2008, 22:53 Я врубился, Борис Павлович! 1058 - это и есть Тахтар! Просто, в гайдбуке Тахтар - 1143, но то - его центральная вершина, а она вообще над другим цирком. И, кажется, понятно, почему «подъем по северо-западному склону с выходом на гребень», в то время как на гребень, судя по карте, я поднимаюсь по южному склону. Просто, восточный отрог хребта на самом деле не восточный, а северо-восточный, чуть не северный

Следующий день был днем отдыха. Я добросовестно набирался сил. К тому времени я уже сообразил, что идти надо через перевал. Съездил в Апатиты, купил билет на поезд, затарился продуктами. Пошел утром на следующий день: прошел перевал, забрался на плато - и тут и столкнулся с тем ужасным ветрякой. В принципе, я сидел за камнем и на меня почти не дуло, я уже оглядывал гребень чтобы на ровном месте без камней поставить палатку, но тут случилось совершенно непредвиденное событие! Неожиданно я обнаружил, что не помню, как укладывал в рюкзак свой поясной карман! Я обшарил рюкзак - "кармана" не было! В поясном кармане у меня всё: и паспорт, и билет, и остатки денег, и множество мелочей, потерять которые просто неприятно. Единственное место, где я мог его оставить - переправа на ручье. Не будь ветра - я быстренько слазил бы на вершину ("быстренько" не получилось бы всё равно, но тогда очевидным это не было, - а то, что вершина там, не умствуя над картами, я догадывался уже тогда), не потеряй "карман" - дожидался бы окончания ветра, в этой же ситуации, уповая, что после меня брод еще никто не прошел, стал возвращаться назад «по пути подъема». Возле ручья "кармана" не было. И дальше вы и будете смеяться: я снял беседку, расстегнул поларку и... обнаружил "карман" у себя на поясе! Беседка и "карман" - вещи взаимоисключающие, если одевается беседка - снимается "карман", утром же было холодно, и беседку я надел поверх застегнутой поларки, упустив из виду, что "карман" так и остался на мне. Я не пошел назад. Я был очень огорчен. Лишь на следующий день, мобилизовавшись, повторил выход и забрался на вершину. На предвершинном взлете надо было бы подстраховаться, но не сумел построить станцию. Не было щелей под закладки. Была щель под ваш маленький френд, но строить станцию на одной точке не хотелось. В принципе, теперь понимаю, что надо было отойти на пять, десять шагов влево, вправо - и найти место там; тогда же просто не сообразил. Так и залез: сначала лез наверх, смотрел, можно ли протащить рюкзак, спускался - и после лез уже с рюкзаком, поднимая его перед собой. Нет там никакого "троечного" лазания. В других местах, может, и есть, где лез я - нет. Я заходил от стенки слева, со стороны Апатитов, пройдя десять-пятнадцать шагов вперед по гребню.

Работа с веревкой на Отколе доставила истинное удовольствие! Посмотрел на перемычку сверху - и первая мысль: «Ну его к черту, этот Откол!» - но вторая: «А зачем ты, собственно, сюда пришел?» Сделал всё грамотно: повесил на камень петлю, подстраховал ее другой, на соседнем камне, сощелкнул карабином, спустился на перемычку. Внизу перемычки вбит крюк: ввязаться или вщелкнуться? - Ввязался, памятуя об острых оставшихся скальных наверху кромках. Полез наверх. Из всего железа, что тащил с собой, в итоге понадобился лишь камалот с карабином плюс одна оттяжка. Всего на Откол от записки на Тахтаре лазил почти 3 часа, - и ведь я не делал ничего лишнего за исключением распутывания один раз запутавшейся веревки!

29-VII-2008, 15:51 Борис Павлович, я на Отколе. Давно не испытывал столько удовлетворения от жизни:). Нормальная, честная 1-ка. Спуститься бы теперь:)

29-VII-2008, 19:28 Спустился, Борис Павлович! 10 часов ходил. Борис Павлович, Петрелиуса и Рамзая: они сложнее чем Географов? Два дня до поезда, хочу погулять по Хибинам

Не налазился, Борис Павлович! Только слазив на Откол понял, что не налазился! Но на "Рога" на следующий день не полез всё равно, хотя первые полдня и стояла хорошая погода. Как вы и сказали, сходил 1-ку - и многое стало ясно. Стало ясно, что в Хибинах (даже на 2-ке) нужны либо френды, либо опыт, когда нет ни того, ни другого, восхождение проблематично. Лезть без френдов - ну, всё равно что воевать без авиации. На следующий день мои физики пошли в ущелье Рамзая - и я пошел с ними. Я не хотел омрачить свой маленький триумф. Это действительно удовлетворение (иного слова и не подберу) - залезть на вершину! Причем, за весь поход я не сделал ошибок (по крайней мере, явных), за исключением, разве что, одной: в последний раз лез без куртки, в поларке, вспотел, и хотя ветра почти не было, меня продуло. Колбасить начало уже по возвращении с Рамзая, колбасило в поезде, колбасило и весь последующий после поезда день.

Относительно силы, действующей на оттяжку при срыве. Всё оказалось до гениального просто: F=dP/dt. Чем дольше тянется веревка, тем меньше сила. То есть, изначально неправильная постановка задачи - высчитывать рывок для статики и после пересчитывать его на динамику: два рывка считаются отдельно, независимо друг от друга. Другое дело, что вычислить рывок (в домашних условиях) не так-то и просто, и здесь не остается иного, как прибегать к цифрам, взятым из книжки [Пит Шуберт, Пепи Штюкль. Безопасность в горах. М., 2008]: минимальный действующий на оттяжку рывок - 3 kN, средний - 6-7 kN, максимальный возможный в практике - 14 kN; при этом сила, действующая на скалолаза при рывке 6-7 kN, составляет что-то порядка 4-5 kN. Там много факторов: и длина выданной веревки, и высота падения, и количество оттяжек, трением карабина о веревку забирающих энергию рывка.

Борис Павлович, спасибо большое! Спасибо за поддержку! Даже когда альпинист идет в горах один - он идет не один: с той группой, которая болеет за него, которая оценивает его результат.