Белар-41

Проза о юности
Белый Архив: 
Часть вторая




белар41


41.
МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ
И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ
ТЕАТР
ИМЕНИ ЛЕНИНСКОГО КОМСОМОЛА
Фридрих Дюрренматт
РОМУЛ ВЕЛИКИЙ
Исторически недостоверная комедия
В 2-х актах
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ТЕАТРА
М.А.ЗАХАРОВ

[моею рукой:] 4.5.90, [моя роспись].

Московский театр драмы и комедии на Таганке.
Ф.М.ДОСТОЕВСКИЙ
ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ТЕАТРА
Николай Губенко

[моею рукой:] 5.5.90 [моя роспись, рукою Ксюхи - цветок].

И не прервать связующую нить -
Она дрожит во мне и не сдается
Друзья уходят - кто же остается?
Друзья уходят - кем их заменить?

6 мая. Спартак продул. Половина девятого вечера. Ксюха дома. Ее провожал кто-то, с кем ей весело. Был "Ромул", она не устает повторять фразу "Ты дурак", и скоро, кажется уверенность в этом у меня окаменеет. Она действительно умна (не по годам) она знает меня всего, даже то, в чем стыдно сознаться самому себе. Она хорошая девчёнка! - Какое счастье быть достойным её! Было Бульварное кольцо, Крымский мост, утром на Большом выкупали билеты. Вечером - Таганка. Я сам себя поставил в такое положение. Какое? Она не уважает меня. К чертям! Вечером они с ребятами ушли на какой-то видак. "Там оба положили на нее глаз, хотя я не вникала" - это Светка. Пусть выбирает сама. Хочу:

  1. Спрыгнуть с моста.
  2. Найти Юрия Борисовича
  3. Прочитать Карнеги
  4. Дочитать "Войну и Мир"
  5. Уметь смеяться и не быть дураком.
  6. Быть гордым
  7. Помочь себе.

"Но ответь мне: люблю от того что болит,
Или это болит, от того что люблю?"
(Б.)

[немного другим почерком:]
А вообще самое солидное, что можно сделать сейчас - сходить в душ и сесть за учебу.
"Ромул" - неплохой, очень сложный. Это ее мысль. "Преступление" очень сильно. Жаль, не довелось посмотреть его четыре года назад. А Ксюху я люблю. Она - маленький динозаврик из тысяча девятьсот девяностого года.
Архив 6.5.90.
P.S. И лишь Леху не поздравил. Книжку потерял, но уже нашлась. Приедет, скажу "Фа!".

Сейчас, когда я обращаюсь к той горестной череде первомайских событий, на память приходит: вечер, наша с Калашниковым комната, я лежу на кровати - и на полуразваленной и ободранной стоящей подле кровати деревянной тумбочке шариковой ручкой вывожу: "Эльвир". Не знаю, почему мне тогда придумалось это имя, но написав его, в отчаянии, в припадке болезненной горечи я попросил Калашникова отныне называть меня именно так. Князь лишь сочувствующе усмехнулся в ответ.

<<А мы во сне зовем их как в бреду, Асфальты топчем юны и упруги...>> 4-го в Ленкоме был "Ромул", было "Преступление" на Таганке 5-го... Оба вечера Ксюха была со мной, оба вечера мы общались: Ксюха была вежлива - Ксюха была предельно вежлива! - но всё равно всё было не так! Я "энергетировал" изо всех сил, но отклика не получал. Ксюха была закрыта. И лишь однажды моя спутница раскрылась в искреннюю эмоцию: на Таганке по своему обыкновению я стал просить автограф на программку - и Ксюха долго сопротивлялась, но после - с какою-то даже долей беззащитности - попросила разрешения вместо росписи нарисовать цветок. Косой крест на программке, цветок на программке, да "Маньяк" в записке - три следа ее руки, оставшихся в Архиве. И замечу, что в театр Ксюха согласилась пойти со мной лишь тогда, когда ее судьба была уже определена, - и в ситуации этой я вижу всё ту же инверсию, не отпускающую меня со времен знакомства с Отмаховой. И усомниться в этом, сколько ни пытаюсь, у меня не получается.

Достойно отметить, что лишь недавно, вторично комментируя Архив, я обратил внимание на различие эмоционального строя начала и конца документа, попутно обнаружив чуть изменившийся почерк последнего абзаца. Надо думать, между строчками Башлачева и намерением сходить в душ и сесть за учебу прошло не менее получаса. Удивительно - и подобное держится до сих пор: я оптимист какой-то по жизни, не могу долго пребывать в отчаянии, как-то рационализирую ситуацию - полагая, что всё светлое еще впереди. У Хемингуэя есть про одного полковника, кто не умел, не мог чувствовать себя по утрам несчастным - и вот то же верно и про меня. Когда же всё скверно и утром - ну, это еще с вечера надо загнать себя в слишком беспросветную эмоциональную помойку. Четырнадцать последних лет в плане социальной устроенности никаких перспектив (и очевидно, они не появятся), но сквозь утренний строй сознания об этом почему-то не вспоминаешь. <<...Как будто будет свет и слава, удачный день и вдоволь хлеба, как будто жизнь качнется вправо, качнувшись влево>>.

Следующий документ Наверх