О Гоше из кинофильма "Москва слезам не верит"




О Гоше из кинофильма "Москва слезам не верит"

Несколько дней назад, прочитав в ленте новостей на фейсбуке публикацию от "AdMe" «В чем проблема Гоши из "Москва слезам не верит" и какая судьба ждала бы героев в реальной жизни», признаться, я не то что вознегодовал - мне стало неприятно. На всю дурь, написанную на заборах, реагировать, конечно, не нужно, - и всё бы это так и осталось без комментариев, однако на следующий день подумалось: стоп! А что если к дискуссии меня приглашает сама Джессика? Я же сам несколько прежде в блоге призываю ее посмотреть этот фильм! Нет, я понимаю, проблем совместной жизни с ней у нас не стоит - но тем не менее, я мог зацепить ее за живое. И она отозвалась! Ничего странного: в фейсбук, существующий на поддомене, закинуть пост от "AdMe" наверное несложно, несложно его закинуть и в ленту новостей обычного фейсбука. Итак, я комментирую свою позицию относительно Гоши из "Москва слезам не верит", попутно отражая нападки на одного из моих любимых киношных героев.

Вот что пишет автор поста:

Персонаж Жоры обладает целым рядом признаков, по которым можно определить нарцисса: огромное самомнение, чрезмерная потребность в восхищении, чувство, будто у него есть какие-то особые права.

С самого своего первого дня в жизни Катерины он бесцеремонно вторгается в ее личное пространство и навязывает свое общение. Провожая ее на такси, эгоцентричный слесарь не забывает подчеркнуть, что отдает последние деньги, а сам пойдет домой пешком.

Первое попадание ухажера в квартиру Катерины, кажется, демонстрирует его заботливость. Но, если подумать, он снова лишь рисуется, выхватывает из рук женщины пакеты (не тяжелые, кстати), начинает хозяйничать в чужом доме.

Странно, но сколько раз смотрел картину - в глаза не бросилось, что Гоша отдает за такси последние деньги. Наверное я невнимателен, и что автору поста удается замечать такие вещи, делает честь цепкости его восприятия, его укорененности в действительности. Однако обвинять Гошу в нарциссизме - это абсолютно не понимать "пафоса героя". Ему нравится женщина - и совершенно очевидно, что перед ней он будет подчеркивать и выставлять те качества, какими гордится сам. Нахохлившийся и воркующий голубь, выхаживая перед самкой, в сути своей делает то же самое. И Гоше, кстати, есть отчего быть о себе высокого мнения. Качество, вербализовать какое удается не сразу. Вот я бы сказал: целостность натуры. Сформированная жизненная позиция, каким должен являть себя человек в обществе, в частности, в семейной жизни, во взаимоотношении полов. Плюс, внутреннее спокойствие - на основании уверенности в себе, в своих силах. И это неплохо - когда человек может гордиться чем бы то ни было: сложившейся жизненной полицией или золотыми руками, высокой нравственностью или критичностью мышления, утонченной сентиментальностью или уверенностью в себе, - и с автором поста, по сути, я соглашусь лишь в одном: «все и всегда я буду решать сам на том простом основании, что я мужчина» - это не истина в последней инстанции. Прочитав публикацию и усомнившись в тезисе, я прихожу к выводу, что да, он - не универсален, - потому что что супруги равноправны: они вместе на том основании, что любят и уважают друг друга, равно как и потому, что им взращивать и воспитывать потомство, - и занимать означенную позицию по отношению к женщине мужчина может лишь тогда, когда женщина прямо или негласно призывает его к тому. Хотя, на самом деле, данный вопрос куда глубже, и, по большому счету, своидтся к простому: один из партнеров всегда оказывается ведущим, другой - ведомым. Мне памятно, в самом конце минувшего века на психфаке МГУ Петухов Валерий Викторович сказывал, что если в семье мальчика доминировала мать, то себе в жены (разумеется, подспудно, не отдавая никакого осознанного отчета в том) он неизменно будет подыскивать ту, кто будет держать над ним власть, кто будет верховодить. И я соглашался с уважаемым мною лектором - потому что за его словами точь-в-точь видел себя. И за что моя особая признательность Мадлен: по сути, она потребовала от меня изменения устоявшегося мировоззренческого шаблона. "Ты - мужчина, ты - должен", - настаивала она - и я принимал и менялся. Нет, этих проблем, сойдись мы с Джесс, у нас бы не возникало «на том простом основании, что мы - разумные люди», и всегда сумели бы прийти к консенсусу в спорных вопросах. Это вообще без проблем - если союз двух людей строится на основе любви и уважения, - и я бы, кстати (как и пишу неоднократно) не соглашался бы стать ее супругом, когда бы она меня не любила или не уважала. Об уважении в открытую речи доселе не шло - но с этим, пообщайся мы хоть самую малость, проблем бы не возникало. Я думаю, их не возникает и так, - и вся проблема лишь в том, что ее свели с Щукиным, и если это действительно неприятие моей персоны, то оно исключительно потому, что она меня банально не любит.

Всю прочую критику образа главного героя фильма я бы охарактеризовал одним емким словом "поклёп". Взглянуть хотя бы на это:

Кстати, тот факт, что взрослый мужчина избил подростков, пусть и хулиганов, но по сути еще детей, тоже ничего хорошего о нем не говорит.

Вот если это кивок Джессики на мою ревность и агрессию по отношению к Щукину - это как минимум обидно (меня предельно сложно обидеть!!!), - и в данном случае автор поста, дабы очернить героя, буквально притягивает за уши гнилую интерпретацию. Начнем с того, Гоша никого не избивает, а защищая свою семью, дает отпор агрессивным подросткам, и обвинить его в неправедности действий нормальный человек не сможет. И здесь, по сути, четко прослеживается конъюнктура, когда перед автором поста стояла задача по всем пунктам очернить неугодного героя. Обвинения в нарциссизме, кстати - из этой же серии, из этой же серии и прочие нападки, - и вкупе всё это составляет тот общий фон, когда прочитывать текст попросту неприятно.

10 - 11. 08. 2019

Нет, пост на "AdMe" создавался, конечно, не Джессикой. Наоборот, он создавался для Джессики - дабы в ее глазах очернить мои эталоны. И вот это уже больше похоже на истину. И еще одна версия: изображенный в AdMe Гоша - это пародия на меня, - причем очень плохая пародия - потому что если у меня самого несколько суток спустя закрадываться подозрение, что это - пародия, то образ неузнаваем. Но всё это не так и важно. Для Джессики я скажу: с образом Гоши у меня никаких параллелей нет. Абсолютно не мой типаж - я не такой. А какой: барон Мюнхгаузен из ленты Марка Захарова "Тот самый Мюнхгаузен" - вот это я. Причем с давних-предавних пор. Я и Женьку в свое время в переписке называл Мартой. Одна из трех захаровских лент, какие сам почитаю непревзойденной советской классикой.

12. 08. 2019