Реализовать этику

Трилогия
Этический портфель: 
текст 8.




Реализовать этику

Реализовать этику

...ибо прах ты; и в прах возвратишься.
Бытие, 3:19

Ознакомившись с текстом "Этический гамбит", читатель мог обратить внимание: текст содержит в себе значимую проблему. Основа предложенной этики - "люби мир", но как реализовать заявленную установку тогда, когда сердце человека подчинил иной, частый социум? Как уберечься от недозволенного приема в борьбе с удачливым соперником, когда перед глазами лишь она - нежная, доверчивая, любимая; как - сквозь сладость чувства единства с себе подобным - сказать "нет" своему кумиру и патрону, приказывающему тебе: «Бей!»?

Чувство включенности в локальный социум есть то, что зовется счастьем. Земным счастьем. Социум - великая сила: как почуявший магнит металлический шарик стремится успокоиться, слившись с магнитом воедино, так и человек, будучи существом социальным, подспудно стремится быть включенным в социальный порядок, испытывая ощутимый эмоциональный дискомфорт при невозможности влиться в этот дарующий спокойствие надындивидуальный строй. Собственно, для этики здесь и начинаются проблемы: служа частному социуму, человек перестает замечать мир. В обезумевшем азарте воина-победителя, чувствуя плечо товарища, солдат «легко направляет автомат в грудь беззащитного старца», а объятый стремлением к женщине мужчина вообще теряет всяческие мыслимые границы отношения к миру. Как быть? Как освободиться от этой привязанности к столь манящему и столь сладостному аттрактору? Или нравственность - удел немногих, пустынным уединением оторвавших сердца от захватывающей мирской суеты?

Но выход, тем не менее, есть. Да, социум всемерно подчиняет, полонит человека, направляя его мысли в предпосланное самим социумом русло, однако любовь к миру остается возможной, когда усилием воли человек убивает любовь к самому себе. «Я - ничтожество», - говоришь ты, - и, осознавая свои самые скверные качества, оглядываешься вокруг - и, уже способный увидеть мир, ужасаешься видом «того нелицеприятного поступка, на пороге которого ты находился в предшествующую минуту». Не сразу, но получается: стоит лишь искренне и со всею полнотой осознать себя законченным подонком. И, осознавая, смириться, что и счастье, и социальное благополучие - уделы давно не твои и твоими уже не станут никогда. Это слишком тяжело (это просто калечит напрочь!), но в реализации этики легких путей никогда не было и не будет. Ты как будто умираешь: умираешь для того, чтобы продолжить достойно жить.

И только на основе формулы «люби мир, а не себя в мире» человек получает право на заботу о ближнем.

2004, февраль