Проекция памяти

Post annum MMVII
После "Трилогии"




Проекция памяти (к вопросам системной психофизиологии)

Проекция памяти (к вопросам системной психофизиологии)

Не так давно, работая над текстом о йоге и ссылаясь на курс системной психофизиологии Александрова Ю.И., я поднял и пробежал глазами конспекты столь вдохновлявших меня в прежние времена лекций. Сами по себе конспекты достаточно схематичны (когда записывалось - всё было предельно ясно и понятно, однако по прошествии пятнадцати лет восстановить александровскую мысль в точности уже не могу), но одна лекция курса сохранилась в неискаженном конспективными формами виде: в апреле 98-го, ненадолго покидая столицу, я попросил девчонок записать Александрова на диктофон. Ниже приведен фрагмент этой - ввиду удобочитаемости и ставшей доступной к размышлению ныне - диктофонной записи.

Синапсы - это связь между нейронами, и поскольку она изменилась, это изменение и есть формирование нового поведения. И действительно, было обнаружено, что в нервной системе при обучении имеют место структурные изменения, т.е. не только функциональные, но можно сказать морфологические изменения. Все морфологические изменения могут быть сведены к двум группам:
  1. изменение предсуществующих синапсов;
  2. изменение числа синапсов.
  3. [...]
Почему я не сказал "увеличение", а почему я говорю об изменении числа? У самых разных животных показано увеличение числа синапсов при обучении. Это четко продемонстрированный факт. [...] Увеличивается количество синапсов, но, как справедливо замечает некий товарищ из Германии по имени Шаль[...], мы видели бы, что количество индивидуальных синапсов возрастает. А этого почему-то не происходит. Как такое может быть? Это просто означает, что в одном месте количество синапсов возрастает, в другом - уменьшается. Т.е., иначе говоря, также как показано увеличение плотности синапсов при обучении, также показано и уменьшение плотности синапсов при обучении. С чем это связано - вопрос очень сложный, и никто сейчас на него ответить не может.

Вот это последнее, почему при обучении в различных локусах нервной ткани меняется количество связей межнейронных взаимодействий, и есть предмет исследования настоящего текста. И ответ, подозреваю, кроется в следующем: психическая функция памяти отображена на архитектонику нервной системы индивида, совокупность синаптических связей головного мозга представляет собой экран, вбирающий в себя проекцию всех знаний индивида о мире. Соответственно, что индивиду не надо, что не включено в область его экологического пространства, что не несет за собой жизненно важной значимости, постепенно забывается: связи межнейронного взаимодействия, ответственные за соответствующий сегмент знаний о мире, не поддерживаются и в итоге оказываются разрушены. Биологическая же целесообразность забывания, надо думать, как раз и состоит в том, что ресурсы нервной системы (и строительные, и энергетические) не бесконечны: зачем расходовать их на то, что не задействовано и не используется? Однако едва ли организм целенаправленно избавляется от молчащих синапсов (согласно Александрову, их много - больше, чем работающих) - организм лишь поддерживает то, что в состоянии поддерживать. Не появляется новых - всё, вроде, и на местах, появляются новые - и самые незадействованные атрофируются сами.

2013, август