Природа парапсихологических феноменов

Трилогия
Подвисший курсовик [памяти отца]: 
текст 4.




Природа парапсихологических феноменов

Природа парапсихологических феноменов

Так как же ты, отец, фантастические события хочешь объяснить без фантастических гипотез?
Братья Стругацкие, За миллиард лет до конца света

Ни одна из существующих ныне научных парадигм не берется объяснить природу парапсихологических феноменов. И дело здесь вовсе не в их принципиальной недоступности для понимания. Как это ни парадоксально на первый взгляд, но при всей своей тяге к истине люди скорее вообще откажутся думать о непонятных им вещах, нежели допустят кризис своего знания о мире. Ведь именно когнитивный кризис, несущий неопределенность параметров среды, диктует индивиду невозможность поиска необходимого соотношения между ним и средой, и именно когнитивный кризис, могущий поставить индивида на черту гибели, порождает механизм инертности мировоззрения не только индивидуального, но и научного. И тем не менее, революции в науке свершаются. Видимо, группа потребностей развития, диалектически противопоставленная группе адаптивных потребностей, не оставляет людей в покое. Как бы то ни было, но вся история человеческого знания о мире пронизана событиями, в той или иной мере ломающими устоявшиеся понятия. Настоящий текст являет попытку построения модели мира с включением в нее паранормального сектора реальности.

Спектр известных ныне парапсихологических феноменов достаточно широк. Анатолий Мартынов [5] делит его на две категории, относя к первой феномены, «связанные с так называемым информационным полем» - телепатию, лозоискательство, ясновидение, а ко второй - «способность человека искривлять пространство». Попытаемся разобраться с первой выделенной Мартыновым группой. «Эта область парапсихологии кажется, пожалуй, наиболее мистической, ибо приходится признать существование информации о будущем», - пишет Мартынов: пишет - и как будто сам себе не верит. А напрасно, ведь именно здесь и зарыта собака. Категория будущего в сознании человека неизменно связана с временным континуумом, построенным по модели течения ручья, где настоящее движется из прошлого в будущее, - но только едва ли одна из базовых категорий мироздания будет соответствовать частным о ней представлениям, пусть и достаточно удобным для пользования. И именно непознанность природы времени и дает право предположить существование определенного будущего, элементы которого и считывает интуиция, воспринмая их непосредственными доступными сознанию образами.

Однако предположив существование информационного поля, мы автоматически сталкиваемся с рядом трудностей. Первая из них касается характера заложенной в поле информации; иначе: необходимо найти фактор, подчинивший логику существования поля. Фактором таким может оказываться движение. Можно думать, что планирование движения необходимо Бытию ради успешности этого движения - что и обусловливает наличие информации от "сотворения мира" до "конца света". Хотя едва ли Вселенная, существующая в Вечности, когда-либо была сотворена и когда-либо закончится. Закончиться может лишь то, что когда-либо начиналось - например, жизнь на планете Земля...

Вторым вопросом в рамках предложенной гипотезы является вопрос о локализации информационного поля во Вселенной. Однако исчерпывающе ответить и здесь оказывается непросто, потому что не все категории мироздания имеют аналоги среди людских понятий. Человек является частицей Бытия, и его психика отражает лишь жизненно важные свойства среды, но вовсе не устройство Вселенной, да и Вселенная отнюдь не собирается стать таковой, чтобы устройство ее могла бы успешно отражать чья-либо психика. Кант писал о «вещи в себе», подразумевая пропасть между истинной сущностью вещи и ее образом в сознании; что ж вы требуете от несчастной психики истины о мире, когда и истина о просто вещах оказывается ей недоступна? Примем за данность, что локализация информационного поля не имеет аналогов в багаже наших мыслительных понятий, потому как лежит за пределами тех свойств среды, с которыми соприкасается индивид. Скажем так: информационное поле локализовано где-то в многомерном измерении пространства. Для существа, живущего в трехмерном измерении, многомерное пространство будет приблизительно тем же, чем является объем для одномерного восприятия. Аналогами информационного поля окажутся трехмерные изгибы траектории, одномерное существо ни за что не сможет понять их природы (для него их просто не будет существовать!), однако изменения среды, связанные с изгибами, регистрироваться будут, и они вполне будут укладываться в мировоззренческие каноны одномерного существа. Информация при этом окажется заложенной в природе самих вещей.

Следующим (и, пожалуй, самым серьезным) вопросом, с которым приходится столкнуться при утверждении существования информационного поля, является вопрос, как определенность будущего может сосуществовать с индивидуальностью - активным началом, наделенным атрибутом воли и могущим разрушить любую предначертанную структуру. Для ответа на этот вопрос необходимо понять природу и смысл индивидуальности. Внимательно присмотревшись к феномену жизни, можно обнаружить, что все живое на Земле объединено единым базовым принципом - жаждой жизни.

«Где это», подумал Раскольников, идя далее, «где это я читал, как один приговоренный к смерти, за час до смерти, говорит или думает, что если бы пришлось ему жить где-нибудь на высоте, на скале, и на такой узенькой площадке, чтобы только две ноги можно было поставить, - а кругом будут пропасти, океан, вечный мрак, вечное уединение и вечная буря, - и оставаться так, стоя на аршине пространства, всю жизнь, тысячу лет, вечность, - то лучше так жить, чем сейчас умирать! только бы жить, жить и жить! Как бы ни жить, - только жить!.. Экая правда! Господи, какая правда! Подлец человек!.. И подлец тот, кто его за это подлецом называет» - прибавил он через минуту. [Ф.М. Достоевский, Преступление и наказание]

Базовый принцип в свою очередь обслуживается двумя частными механизмами - поиском удовольствия и боязнью боли. Сам феномен настолько фундаментален, что заслуживает специального термина; я позволю себе назвать его филовитацией, от греческого φιλια - "любовь", и латинского vita - "жизнь". Филовитация - это устремленность любой жизненной формы к бессмертию, что принципиальным образом не согласуется с задачей развития. Развитие, устремляясь к своей максимальной эффективности, предполагает передачу жизни по эстафете, а индивидуальность стремится жить вечно. Филовитация лежит в основе группы адаптивных потребностей индивида, и именно она вобрала в себя идею целостности живого существа.

И далее, определив индивидуальность именно так, мы уже можем устранить противоречие, совместив в одной схеме активное начало с определенностью будущего. Для этого необходимо лишь констатировать, во-первых, бесконечную многоуровневость информационной структуры, поскольку

нет вещи столь малой, которая бы не вместила в себя еще меньшую, нет вещи столь великой, которую не превзошла бы величиной еще большая [Козьма Прутков, Мысли и афоризмы],

а во-вторых, информационное межуровневое взаимодействие, подчиненное принципу отрицательной обратной связи. Принцип отрицательной обратной связи лежит в основах кибернетики - науки, занимающейся самоорганизующимися системами, - и предполагает корректировку управляющим устройством возникающих отклонений от заданного параметра. Информационные уровни, будучи внутренне автономными, подчинены более высоким уровням, и в ответ на воздействие со стороны активного начала перестраиваются таким образом, что информационные структуры более высоких уровней остаются ненарушенными. Если такое невозможно - к решению задачи на тех же условиях подключается более высокий уровень, - и здесь лишь необходимо учитывать, что индивидуальность сама является структурной единицей поля, и лишь сформированной не идеей развития, но идеей филовитации, и, будучи элементом поля, всегда подчинена более высокому информационному уровню. В принципе, дальше и становится понятным, как поведение индивида и даже его мышление оказываются подчиненными информационной динамике, - и здесь мы уже вправе вести речь о судьбе как научном феномене.

Разберемся далее, посредством каких механизмов информационному полю удается управлять жестко детерминированной материей. Обратимся к принципу неопределенности в квантовой механике, сформулированному Гейзенбергом.

Суть принципа заключается в следующем: если мы стремимся определить значение одной из сопряженных величин в квантово-механическом описании, например, координаты "х", то значение другой величины, а именно, скорости или скорее импульса p=mv, нельзя определить с такой же точностью. Из принципа неопределенности непосредственно следует, что вполне возможно осуществить эксперимент, с помощью которого можно с большой точностью определить положение микрочастицы, но в таком случае, ее импульс будет определен неточно. Наоборот, если импульс будет определен с большой степенью точности, тогда ее положение станет известным недостаточно точно. В квантовой механике любое состояние системы описывается с помощью т.н. волновой функции, но эта функция определяет параметры будущего состояния не достоверно, а лишь с той или иной степенью вероятности. [6, c. 88 - 89]

Рузавин Г.И., являющийся автором предложенного описания, делает вывод о принципиальной неопределенности результатов измерения и невозможности точного предвидения будущего, - и да, нам должно согласиться: исходя из представленной схемы динамики информационного поля будущее определено не вообще, но в частности, обособленно для каждого информационного уровня. Свидетельство тому - факт иносказательности предсказаний Мишеля Нострадамуса, пророка, жившего во Франции в XVI веке. Сам Нострадамус, обращаясь к потомкам, объясняет причину того, что «скрыл свой язык от черни, а перо от бумаги, но потом решил сделать сообщения при помощи темных и двусмысленных сентенций» тем, что знание людьми будущего приведет к страшным последствиям, когда «правители, секты и правительства потерпят резкие и противоречивые изменения, т.е. изменения, противоречащие понятиям о чести и даже совсем ей противоположные» [3, c. 486].

Однако Нострадамус предсказывал не положение электрона по отношению к ядру, а события с участием людей, и коль скоро речь идет о феномене поведения, необходимо учитывать более высокий уровень организации живой материи. Описание динамики информационного поля становится сложнее, оно должно быть выполнено языком биохимических и биофизических закономерностей. Решая данную задачу, необходимо учитывать, что поведение организма привязано к процессам его метаболизма, метаболизм детерминирован потребностями клеток, потребности обусловлены экспрессией генетического аппарата, а вот сигнал, активирующий определенный ген или группу генов, может иметь как внешнюю, так и внутреннюю причинность [2, т. 1, с. 42]. И если внешние причины возникновения сигнала легко объяснимы изменением свойств среды, то внутренним не остается иного, как носить чисто вероятностный характер. Собственно, здесь мы и наталкиваемся на убежище, скрывающее всесильное информационное поле: Случай, Его величество Случай, закономерный с точки зрения предшествующих и грядущих событий, самодержавно правит миром. Неуловимая случайность прослеживается на всех принципиально важных рубежах эволюционного развития, будь то появление Homo sapiens, переход от растительных форм жизни к животным или же зарождение жизни на планете. Способность атомов углерода к образованию четырех прочных ковалентных связей с другими атомами и создание благодаря этой способности больших и сложных молекул является необходимым, но отнюдь не достаточным условием возникновения и эволюции жизни:

В принципе простые правила образования ковалентной связи между углеродом и другими элементами допускают существование астрономически большого числа соединений. Количество различных углеродных соединений в клетке действительно очень велико, но это лишь крошечная часть теоретически возможного. В некоторых случаях мы можем довольно убедительно обосновать, почему то или иное соединение выполняет данную биологическую функцию, однако чаще возникает ощущение, что выбор пал на один из многих приемлемых вариантов и свою роль здесь сыграл случай. [2, т. 1, с. 63]

Следует добавить, что вероятностные события во внутриклеточных и межклеточных взаимодействиях не ограничиваются рамками одного генетического аппарата, и в этой связи возможности живого организма в реализации информационной динамики могут только возрастать. Здесь же напрашивается и частный вывод: сложность организма определяется степенью детерминированности его жизнедеятельности вероятностными процессами.

И далее, вернувшись к феноменам парапсихологии, нам остается ответить на вопросы о механизмах их реализации с точки зрения описанной выше схемы. Интуицию (равно как и прочие феномены данной группы) мы легко объясним уподоблением психических структур человека элементам информационного поля, непосредственно контактирующим с индивидуальностью. Со второй выделенной Мартыновым группой парапсихологических явлений, в частности, явлением телекинеза, дело обстоит несколько сложнее. Для идентификации этой группы Мартынов употребляет понятие "искривление пространства" - и мы оказываемся перед затруднением, ибо не до конца ясно, какой смысл вкладывает в термин сам Мартынов. Сознаюсь, достаточно долго в моем сознании царил образ биоэнергии: предполагалось, что приборы материальны, биоэнергия - нет, и феномен не поддается регистрации из-за принципиальной несопоставимости материи и духа. Думать так легко, однако такая точка зрения, вероятнее всего, ошибочна. Причинно-следственная зависимость между паранормальными явлениями и биоэнергетическим воздействием, по-видимому, лишь иллюзия восприятия. Бельгийский психолог А. Мишотт проводил серию лабораторных экспериментов с целью выяснения условий восприятия физической причинности при движении: на картонный диск он наносил две кривые, черную и серую, касающиеся друг друга в одном месте и резко расходящиеся после касания; через щель испытуемому предъявлялся вращающийся диск, причем так, что испытуемый мог видеть лишь два квадратика: сперва - приближающихся, а после - расходящихся.

В этом эксперименте испытуемые говорят о том, что они ясно видят, как черный объект толкает серый, т.е. является причиной его движения. Это впечатление носит характер не умозаключения, а непосредственного восприятия. Основываясь на отчетах испытуемых в различных условиях, Мишотт обнаружил два четко различных типа видимой причинности: "толкание" и "высвобождение энергии". Переход от "толкания" к "высвобождению" зависит прежде всего от соотношения скоростей двух объектов. [4, с. 390 - 392]

Однако теперь, когда среди используемых нами понятий присутствует понятие информационного поля, для объяснения телекинеза нам вовсе необязательно вводить в обращение еще одну нерегистрируемую переменную - биоэнергию. Принимая во внимание информационную природу всего сущего, достаточно предположить воздействие активного начала на внешние по отношению к нему элементы поля, расположенные на более низких информационных уровнях. Образно говоря, человек воздействует не на рычаги управления механизмом, а на шестерни самого механизма.

1998 - 2000

  1. Александров Ю.И. (ред.) Основы психофизиологии. М., 1997.
  2. Альбертс Б. и другие. Молекулярная биология клетки. М., 1986.
  3. Генин М. Нострадамус: Пророк европейской истории. - В кн.: Тайна интеллекта. Харьков, 1996.
  4. Гиппенрейтер Ю.Б. (ред.) Хрестоматия по ощущению и восприятию. М., 1975.
  5. Мартынов А.В. Исповедимый путь. М., 1989.
  6. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. М., 1997.