Московский транспорт




Московский транспорт

Я хочу поговорить о московском транспорте. Точнее, о ГУП «Мосгортранс», организаторе перевозок в столице. Зуб на них накипел уже давно, я всё хочу написать - и всё не доходят руки. Чувство такое, что в данной конторе окопались финансово нечистоплотные люди, паразитирующие на теле города.

Во-первых, это месячный проездной, втиснутый в тридцать дней. Это крайне неудобно! - и когда сталкиваешься с подобным, будь уверен, ты имеешь дело с жадными людьми, заботящимися не об удобстве пользования их услугами, но в первую очередь о том, как потуже набить свой карман. Ведь правда, если у тебя зарплата 25-го, ты так и заряжаешь проездной 25-го, а когда эта дата плывет, тебе придется докупать три дня или один день - и Московскому транспорту это выгодно! А что! Лишняя копеечка никогда не помешает! Приблизительно в тех же рассуждениях построены и сами тарифы проездных билетов. "Тройку" можно зарядить на один день, на три дня и на тридцать дней. Прежде были еще и семь дней, но тариф упразднили: "он невостребован". И я всё недоумеваю: у них что, нет программистов, чтобы люди могли заряжать проездной на столько дней, сколько нужно им? И ответ очевиден: программистов найти не сложно - но зачем? Человек, турист или командировочный, приезжает на две недели - и он будет платить или за полный проездной - и полмесяца у него сгорят, или покупать трехдневные проездные по цене в два раза дороже. Цена на выходе получится одна и та же. Шкурничество - иначе не назову, - потому что если ты предоставляешь услуги - у тебя должна быть заложена норма прибыли, на три дня она, положим, в цене проездного на три дня, на тридцать - в цене проездного на тридцать, и стало быть, промежуточные значения находятся между двумя этими величинами, неважно какая зависимость, линейная или экспоненциальная. Бери за свои услуги столько, сколько это реально стоит! - но они дерут по полной где только могут!

И из той же копилочки, хотя это, быть может, и просто баг: попробуйте, пройдите в метро после полуночи когда у вас минуту назад закончился тридцатидневный проездной. Турникет вас не пустит. Однако в свое время я недоумевал: почему этот же самый тридцатидневный проездной, заряженный после полуночи, зарядился минувшим числом? Не знаю, быть может, этот баг уже убрали - это было пару-тройку лет назад, - но я не удивлюсь если нет! Не экспериментирую - не хочу терять лишний день проездного.

Относительно цен на транспорт. В силу постоянно срывающихся выходов в горы я частенько пользуюсь трехдневками. И их основное отличие от 30-дневного: повторный проход в метро возможен не через семь, а через двадцать минут. Потому что люди приезжают в Москву - и офигевают от цен на транспорт (в Пятигорске трамвай в этом году стоил 23 рубля - и это в два раза дешевле столицы). И чтобы приезжие не передавали проездной через турникет, Московский метрополитен ввел дополнительное ограничение. Думаю, цены на транспорт в Москве задраны в полтора-два раза. Помните дискуссию в Думе про "макарошки"? Кто-то из депутатов Думы даже проводил эксперимент, можно ли прожить в Москве на сто рублей в день. У него получалось - а я лишь посмеивался, потому что сам в те времена в день жил на пятьдесят. На сорок уже не получалось - точнее, получалось один день, на следующий пищи должно было быть больше. И этот бюджет был сопоставим с одной поездкой в метро! Причем, величина себестоимости проезда - она ведь плывущая, есть некое число пассажиров, отбивающее затраты на транспорт, а всё что выше - это прибыль. Но количество пассажиров в Москве растет год от года, однако цены на проезд не падают - они тоже растут (и в наступающем году наверняка вырастут тоже), - и хорошо, если на эти деньги строят метро, но только не факт, что строительство новых веток не оплачивает городской бюджет. И в целом Московский транспорт неслабо жирует: зарплата водителя трамвая - порядка ста тысяч рублей (это я узнаю из рекламы, зазывающей стать водителем автобуса или трамвая), машиниста метро - и того выше (на эти вакансии уже давно никто никого не зовет), - и это выше зарплаты программиста среднего звена! Работник в бывшем Макдональдсе получает пятьдесят шесть! - наверняка до всяческих выплат. Причем за свою работу водители держатся ой как! - попробуй, убеди его высадить тебя вне остановки - не высадит ни в жизнь! - типа, я под камерой, - чуть отъехал от остановки - всё, двери не откроет! И получается, что за свои деньги москвичи имеют работающий против них и очень недружелюбный транспорт. Да, это очень хорошо, что у нас новые трамваи и на линиях нет пьяных, - но есть же мера в вещах!

Далее. В свое время, работая курьером, я обращал внимание, что в московском метро постоянно чинят эскалаторы. Добро бы - просто по одиночке: закрывают целые станции - что жутко неудобно! Фрунзенская, Рижская, Смоленская... Вообще, закрадывалась гипотеза, что на реставрации и ремонте работают азиаты - и им недоплачивают, деньги идут в карман руководства метрополитена. Но этого тезиса ни доказать, ни проверить я не могу. Однако настораживает: зайдите на МЦК! Станции - длиннющие-предлиннющие, построены с расчетом на увеличение пассажиропотока, а эскалаторы - узенькие-преузенькие, - и не исключено, спроектированы таким образом, чтобы когда-нибудь их пришлось менять. Но пусть этими вопросами занимается прокуратура - я не силен в схемах отмывания денег. Я лишь знаю: у моей доброй знакомой на стенке и по сей день тикают часы, в давние времена полученные ею в качестве приза на неком телешоу. Тогда ей сказали так: радоваться на телекамеру и расписываться вы будете за стиральную машинку, а на выходе получите часы.

И еще, в ту же самую копилочку финансовой нечистоплотности непонятно каких товарищей. Как быстро в Москве отказались от троллейбусов! Частично заменив их электробусами, частично - загрязняющими атмосферу автобусами. Причем сейчас как курьер я подмечаю: на иных маршрутах автобусов и электробусов стало ощутимо меньше - существенно увеличился временной интервал. Задаюсь вопросом - почему? - и понимаю: весь транспорт переброшен на обслуживание закрытой на полгода зеленой ветки метро. Но зачем было избавляться от троллейбусов, столь милого, неприхотливого и демократичного транспорта? А ответ очевиден: медь. Снятые медные провода - это ТОННЫ меди!!! И я далек от мысли, что вся сданная медь пошла в бюджет города. Я вообще подозреваю, что ни в какой бюджет она не пошла - пошла в какие-нибудь премиальные фонды. И неизвестно, сколько было сдано вообще бесконтрольно. Но с этим вопросом также пусть разбирается прокуратура. Я лишь подмечаю, что нелогично - снимать провода экологичного городского транспорта когда в городе нет транспортного резерва.

И еще на что хотелось обратить внимание: информационные экраны в метро. Почему бы их не передать Мэрии города? Чтобы в метро я узнавал о новостях и проблемах города, но вовсе не о новостях московского транспорта и сотрудничающих с ним организаций - планетария и зоопарка? Вот мне интересна эта статистика, сколько метро недополучило прибыли из-за акции "время ранних", сколько пассажиров воспользовались МЦК за истекшие три месяца! И я, кстати, далек от мысли, что белую медведицу кормят грушами (в природе у них точно иной рацион!), - однако пусть это останется на совести работников зоопарка. Собственно, я вообще не понимаю, почему весь московский транспорт не подчинить напрямую правительству города, организовав и расширив деятельность соответствующего департамента? Зачем нужен посредник, де-факто отжирающий городской ресурс?

Да, и уж совсем напоследок: поезда в метро обновляется двумя типами - "Москва-2019" и "Москва-2020". Два типа "сквозных" составов, где по поезду можно пройти из начала в конец. И "девятнадцатые" - вообще говоря, это не комильфо. У них предельно дрянные двери! Они тебя зажимают, зажимают достаточно сильно - и автоматика не работает на раздвижение! Пока машинист будет тупить, понимая, что тебя надо впустить в вагон или выпустить из вагона, пройдет и десять, и пятнадцать секунд. Однако эти поезда всё равно закупают - их постоянно можно встретить на обкатке! И в сравнении с ними "двадцатые" куда удобнее: у них и автоматика в дверях, и сами двери куда шире, и USB-порты возле каждого сиденья, - и косяк, по сути, лишь один: матерчатые сиденья. Они постоянно залиты каким-нибудь кофе, садиться на эти пятна просто неприятно, - но "заботливые руки" уборщиц в метро не очень часто проводят генеральную уборку вагонов.

2022, декабрь