К вопросам леонтьевской психологии

Трилогия
Liber de ente [с благодарностью моим учителям]: 
текст 1.3.
Настоящий текст в декабре 2001 года я передал Петухову Валерию Викторовичу. Где-то на лестницах при входе на факультет - учиться в ту осень меня уже не пускали. Чуть прежде этот же текст я передал и девушке Лиле, секретарю Асмолова, студентке или аспирантке, жившей ДАСе по соседству с Серегой Бережным, в соседней комнате. "Сама обязательно прочти!" - наказал ей. "Ну!" - было мне ответом, что означало: "Само собой разумеется!" Было видно, моё "методологическое хулиганство" на факультете пользуются некоторой популярностью. И дальше случилось так, что в начале 2002-го я забрёл на философский - и меня оттуда не погнали! И я стал учиться - за что мой отдельный поклон руководству факультета. А позже, уже после весны 2004 года (точно помню, "Этический портфель" тогда уже был написан) я вновь видел Валерия Викторовича. Его было не узнать: похудел, осунулся. "Как вы изменились!" - изумленно восклицал я. "Это еще что..." - отвечал он. Голос его звучал весело, и я понимал: были времена, когда ему было много хуже. Быть может, я неправ, но впечатление сложилось такое, что человек предельно сильно переживал из-за ошибок в методологии, преподаваемой на факультете. Я посвящаю этот текст Петухову Валерию Викторовичу как человеку самой высокой ответственности в науке.




К вопросам леонтьевской психологии

К вопросам леонтьевской психологии (из цикла "Методологам факультета, или Заметки о теории деятельности")

Настоящий текст был написан в декабре 2001 года - и предметом его явилось противоречие между фактом существования подсознательной деятельности и принципом единства сознания и деятельности - основным положением леонтьевского подхода. Размышляя над нестандартной ситуацией и анализируя породившие ее причины, в ту пору я прописывал следующее:

В те времена, когда в стране были открыто признаны достижения психоанализа, со всей очевидностью открылось, что принцип единства сознания и деятельности не распространяется на низшие уровни деятельностной иерархии, и обширный пласт психических явлений Леонтьевым обойден вниманием. Методологию переработали, включив в нее подсознательные процессы, фактически отказавшись от самого принципа. С тех пор на факультете исповедуется иная психология, существующая, однако, в рамках леонтьевской традиции.
Проанализируем, о чём же на самом деле говорил Леонтьев. Вернувшись к приводимой в первой части текста формулировке деятельности и обратив внимание на противопоставленные процессам деятельности процессы отправлений организма, можно видеть, что за процессами отправлений стоит вся чувственность живого существа. Это та сфера психической жизни, которую Фрейд назвал психосексуальным - т.е. сфера удовольствия и неудовольствия. Свой психоанализ Фрейд вполне бы мог назвать "психологией блаженства". Леонтьев же, не касаясь чувственности (точнее, касаясь ее в том месте, где речь ведется о "чувственной ткани" - понятно, не включаемой в деятельностные процессы) подверг исследованию психику как способность к отражению объективной реальности. Рассматривая процессы деятельности, Леонтьев говорит о чувствительности, - но, как справедливо заметил студент психфака Бережной, чувственность и чувствительность - далеко не одно и то же. Собственно, не один Леонтьев, но и Фрейд, анализировавший сформированные чувственностью глубинные пласты индивидуального опыта, не коснулся иных граней психической жизни индивида, - и с этих позиций Леонтьев и Фрейд противостоят друг другу, прекрасно дополняя друг друга.
Итак, Леонтьев, не затрагивая сферу чувственности, построил свою психологию как анализ психики - и психология получилась весьма добротной, хотя и не всеобъемлющей. Привести теорию к всеобъемлющему виду попыталась современная методология: так в процессы деятельности были включены подсознательные процессы, а от принципа единства сознания и деятельности пришлось негласно отказаться. Ныне, судя по всему, он сохраняется лишь на уровне действия [1, c. 103]. А отказываться было нельзя ни в коем случае: уж слишком он фундаментален для той теории, какую строил Леонтьев. Однако и отказываться от деятельностной иерархии тоже было недопустимо. Как же следовало поступить?
Проиллюстрирую на примере. Когда шагая по городу и «горестно обдумывая думу» за плечами я несу рюкзак, актуальной для меня деятельностью является упорядочивание образов сознания. О рюкзаке я забываю, в это время он для меня невесом. Связанная с рюкзаком деятельность оказывается представленной на уровне операций и неосознанна. Однако этого же самого нельзя сказать о более низких уровнях моей биологической организации - органном и тканевом: плечи, спина, мышцы плеч и спины напрягаются, для них данная деятельность актуальна. Принцип единства сознания и деятельности не исчезает в подсознательной сфере - он переносится на иные уровни организации живой материи.

В те времена, не решаясь постулировать сознание и чувственность на иных уровнях жизненной организации (всего их восемь [3, c. 7]), я писал о квазисознании и квазичувственности, вступающих между собой в отношение сознания и чувственности на уровне целостного организма.

2001, декабрь; 2007, весна

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1996.
  2. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М., 2000.
  3. Мамонтов С.Г. Основы биологии. М., 1992.